Категории каталога | |||
---|---|---|---|
|
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Наш опрос |
---|
Мини-чат |
---|
Главная » Статьи » Книги |
Часть I. В 1980 году психиатр-стажер из нашего медицинского института попросил обсудить с ним случай из практики, рассказывавшийся на конференции по преподаванию. Пациенткой была молодая женщина, с раннего подросткового возраста резавшая свою кожу бритвой. В то время самоповреждение (self-mutilation) стандартно считалось чем-то вроде подавленного суицидального поведения. Однако я обнаружил, что пациентка весьма умна, и задался вопросом, почему же она так и не совершила самоубийства, ведь явно знала, как это сделать. Что-то было не так. Тут мне случайно попалась любопытная книга о мусульманских целителях-мистиках из Марокко. Они входили в ритуальное исступление и рассекали себе головы. Больные, присутствовавщие при обряде, макали кусочки хлеба и сахара в кровь целителя и съедали. Для этих людей кровь целителя являлась сильнодействующим лекарством. Я всегда связывал самоповреждение с патологией, но вот передо мной было действие, где самоповреждение играло положительную роль и совершалось, чтобы помочь исцелению от болезни. Возможно ли, что девушка, наносившая себе порезы, как и марокканцы, пыталась исцелить себя? Это заставило меня задуматься о самоповреждении. Чем больше я думал, тем интереснее мне становилось, и в конце концов я решил попытаться понять смысл казалось бы совершенно бессмысленного поведения, называемого самоповреждением. Моей первой задачей было сформулировать определение самоповреждения, которое было бы одновременно точным и достаточно широким, чтобы включать в себя разные случаи, наблюдавшиеся мною, как психиатром. Вспомнив о тех марокканских целителях, я осознал, что они не были душевнобольными, а скорее участвовали в обряде, хоть и необычном, но естественном для той культуры. Если принять во внимание данную тонкость, то наболее подходящим определением самоповреждению будет намеренное, прямое, не направленное на суицид разрушение или повреждение ткани организма. Следующей задачей было разработать классификацию самоповрежденчесих моделей поведения. Как врача, меня учили сосредотачиваться на патологии, но как психиатр-культуролог, я знал, что модели поведения удивительным образом отличаются в разных широтах, долготах и времени. По моему определению прокалывание уха является самоповрежедением, хотя мы особого значения подобным вещами не придаем. Задумавшись глубже, я опять обратился к ритуалам различных культур - символическим действиям, выработанным поколениями, отражающим традиции и верования общества, вплетенныем в ткань общественной жизни - которые включают в себя модификации тела (body modifications). Я несколько лет занимался изучением подобных ритуалов и пришел к выводу, что самоповреждения и модификации тела являются неотъемлимой частью опыта человечества. Я пришел к пониманию того, что ритуалы, в которых повреждаются или разрушаются ткани тела, часто призваны исправить или предотвратить состояния, угрожающие стабильности общества. Ритуалы должны способствовать телесному исцелению, духовности и общественному порядку. Например, шаманы исцеляют людей, общаясь с миром духов. Однако в процессе обучения шаманы должны перенести страшную болезнь инициации, на протяжении которой во снах и видениях наблюдают расчленение своих собственных тел. Затем их плоть и кости снова собираются вместе и шаманы появляются заново, но уже более мудрыми и здоровыми. Процесс нанесения увечий является здесь средством для получения особого дара исцеления себя и других. Во многих религиях считается, что ритуалы, связанные с повреждениями или модификациями тела, ублажают богов и благоприятствуют достижению особых состояний святости, экстаза и прозрения. Например, некоторые индуисты прокалывают кожу, чтобы заслужить благосклонность бога Муругана; ольмеки, ацтеки и майя смазывали сященных идолов кровью своих гениталий, как знак раскаяния и ревностного служения; на протяжении веков католическая церковь канонизировала святых, истово смирявших собственную плоть. Большая часть телесных повреждений и модификаций совершается во время ритуалов инициации, когда дети переходят ко взрослой жизни, приобритая новые социальные роли и сохраняя общественный порядок. Ритуалы разных народов могут включать в себя выбивание зубов, разрезание пениса, шрамирование больших участков тела. Добровольно участвуя в процессе, подростки действием объявляют об освобождении от детстких привычек. Это цена, которую необходимо заплатить за участие в жизни общины. Умение смотреть на вещи с культурологической точки зрения заставило меня оценить и даже зауважать самоповреждение. Самоповреждение, совершенно не являясь орудием убийства, заглядывает в глубоко заложенные в человеке чувства, касающиеся исцеления, религии и дружеских отношений. Даже Иисус Христос добровольно позволил истязать свое тело, чтобы спаси человечество. Различные святые, смирявшие свою плоть, следуя за Иисусом, спасали таким образом не только свою душу, но и помогали спасению больных и нуждающихся. Вооруженный пониманием подобных примеров, я взялся за проблемы в лечении. Часть II. Психиатры традиционно смешивали все типы патологического самоповреждения в одну кучу. Только в 1938 году Карл Меннингер (Karl Menninger) попытался разделить самоповрежденческие типы поведения на несколько отдельных категорий, хоть и связал их общей психоаналитической идеей. Он считал кастрацию прототипом всех самоповреждений и любую поврежденную часть тела образом полового органа. В 1983 году Манзел Патисон (Mansell Pattison) предложил классификацию, основанную на степени причененного телу вреда, повторяемости подобного поведения и степени потенциальной летальности. Классификация, в итоге возникшая и ставшая общепринятой, была разработана мною в сотрудничестве с коллегами-психиатрами Ричардом Розенталем (Richard Rosenthal) и Дафной Саймеон (Daphne Simeon). Разделение аномальных самоповреждений на три наблюдаемых типа - значительные, стереотипные и поверхностные/умеренные - не принимает во внимание этиологию и является одновременно упрощенным и неспекулятивным. С клинической точки зрения такая категоризация полезна, так как каждый из типов самоповреждений часто является основным симптомом или же сопутствующим признаком в определенных психических расстройствах. Значительное самоповреждение (major self-mutilation) относится к редким действиям, таким как энуклеация (удаление) глаза, кастрация, ампутация конечности. Чаще всего оно является сопутсвующим признаком психоза (острого психотического эпизода, шизофрении, маниакального синдрома, депрессии), острой алкогольной или наркотической интоксикации, транссексуализма. Объяснения такого поведения пациентами обычно носят религиозный и/или сексуальный характер - например, желание быть женщиной или приверженность библейским текстам, касающимся выдирания глаза грешника, отрубания руки преступника или же оскопления во славу господа. Стеретипическое самоповреждение (stereotipic self-mutilation) означает монотонно повторяемые и порой ритмичные действия, например, когда человек бьется головой, бьет руками и ногами, кусает себя. Обычно невозможно распознать символический смысл или же какую-либо содержательность в подобном поведении. Чаще всего оно встречается у людей с умеренной или сильной задержкой в развитии, а также при аутизме и синдроме Туретта. Поверхностные/умеренные самоповреждения (superficial/moderate) - наиболее распространенный тип самоповреждений и встречается по всему миру и во всех слоях общества. Обычно начинается в подростковом периоде и к нему относятся такие действия, как выдирание волос, расчесывание кожи, кусание ногтей, которые относятся к компульсивному (compulsive) подтипу, резанье кожи, вырезание, прижигание, втыкание иголок, ломание костей и препятствование заживлению ран, которые относятся к эпизодическому (episodic) и повторяющемуся (repetitive) подтипам. Периодически появляющиеся резанье и прижигание кожи - наиболее распространенные типы самоповрежденческого поведения и могут быть симптoмами или же сопутствующими признаками ряда психических расстройств, таких как пограничное, мимическое и антисоциальное расстройства личности, посттравматический синдром, диссоциативные расстройства и расстройства пищевого поведения. Я пришел к тому, что стоит рассматривать такие типы поведения, как болезненные формы самопомощи, потому как они дают быстрое, но временное облегчение при причиняющих страдания состояниях, таких как нарастающая тревожность, деперсонализация, навязчивые мысли и сильные, но неустойчивые эмоции. Когда от таких эпизодическии моделей поведения становится невозможно отвлечься и они повторяются снова и снова, они приобретают собственную жизнь, и начинают составлять то, что я называю синдромом повторяющихся самоповреждений. Люди с подобным синдромом могут говорить о себе, как о зависимых от самоповреждений. Этот синдром может сохраняться десятилетиями, несмотря на то, что обычная протяженность составляет 10-15 лет, во время которых самоповреждение перемежается периодами бездействия и с импульсивными моделями поведения, например, расстройствами пищевого поведения, злоупотреблением алкоголем или наркотиками, клептоманией. Те, кто наносят повторяющиеся самоповреждения, не хотят умереть, однако могут впасть в депрессию и быть на грани суицида, потому как не способны контролировать самоповрежденческое поведение и чувствуют, что никто на самом деле не понимает, через что они проходят. На протяжении последних 18 лет изучение самоповрежденческого поведения было моим неизменным и всепоглощающим увлечением. Я многое узнал из общения с людьми, которые наносят себе самоповреждения, с талантливыми психотерапевтами (такими как Карен Контерио (Karen Conterio)), а также с исследователями, разделяющими мой итерес. С середины 19 века психиатры публиковали отдельные истории болезни и клинические исследования самопврежденческого поведения, но данная тематика не заслужила ни положительного отношения научных кругов, ни определенного признания общественности. Самоповрежденческое поведение сводили к простым проявлениям (вскрывание вен), неправильно идентифицировали (как попытку самоубийства), считали всего лишь симптомом (пограничного расстройсва личности), о нем неправильно рассказывали в средствах массовой информации и воспринимали в обществе. Ситуация кардинально изменилась в 1987 году с выходом моей книги "Тело в осаде: самоповрежденческое поведение в култьтуре и психиатрии" ("Bodies Under Siege: Self-Mutilation in Culture and Psychiatry"). | |
Категория: Книги | Добавил: self-injury (24.12.2008) | |
Просмотров: 1588 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |