Категории каталога

Статьи [21]
Книги [5]
Видеоматериалы [0]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Слышали ли Вы о самоповреждении?
Всего ответов: 715

Мини-чат

Четверг, 26.12.2024, 18:59
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Self-injury. Self-help

Каталог статей

Главная » Статьи » Книги

Осмысляя самоповреждение
Обычаи, обусловленные культурным укладом, и патологическое поведение
В далеком прошлом первобытные люди боялись грома и молний и, чтобы заглушить страх, придумывали объяснения грохоту и вспышкам света, пронзающим небо. Наиболее вероятным было сверхъестественное объяснение: такие явления вызваны гневом богов. При нынешнем уровне научных знаний это толкование воспринимается с иронией, но в те времена знание, что гром и молнии не являются произвольными и непредсказуемыми, успокаивало. 
Самоповреждающее поведение называли странным, отвратительным, необъяснимым и другими подобными эпитетами. Такое отрицательное отношение отражает страх, идущий от незнания. Основным объяснением подобного поведения исторически являлась одержимость бесами. Например, Иисус приписывал странное поведение человека, который периодически резал себя камнями, одержимости демонами, имя которым Легион. С развитием науки вообще и психиатрии с психологией в частности, от сверхъестественных объяснений отошли и предложили множество других. Их большое количество означает, что ни одно не является универсально точным и что само понятие самоповреждения, вероятно, остается нечетким. 
В нашей книге приводилось множество примеров самоповреждений. Чтобы понять способы и цели самоповреждающего поведения, в этой и последующих главах я приведу его классификацию, биологические и психологические данные, а также рассказы пациентов. Нашей исходной точкой является определение самоповреждения, как непосредственного, намеренного повреждения или изменения собственных тканей организма без сознательного суицидального намерения. Данное определение не включает в себя истинные попытки суицида, непрямые методы причинения себе вреда (например, голодовку), проглатывание объектов (стекла, гвоздей) или субстанций (передозировка лекарств). Хотя пациенты причиняют себе вред сами, данное определение допускает ситуации, в которых пациенты добровольно позволяют другим наносить повреждения.
Таким образом, две основные категории самоповреждений составляют:
Самоповреждения, обусловленные культурным укладом:
  Ритуалы
  Обычаи
Девиантно-патологические самоповреждения:
  Значительные 
  Стереотепические
  Умеренные/поверхностные: 
  компульсивные
  эпизодические
  повторяющиеся
 
Самоповреждения, обусловленные культурным укладом
Очень часто сложно провести границу между ритуалами и обычаями. Культурные ритуалы предполагают действия, которые последовательно повторяются на протяжении, как минимум, нескольких поколений и отражают традиции, символические представления и верования общества. Действие ритуалов направлено на конкретного человека, но так как они тесно вплетены в общественную жизнь, то зачастую затрагивают всю общину. Танец солнца у равнинных индейцев Северной Америки является ярким примером самоповреждающего ритуала. Во время ежегодной церемонии лучшие, как в духовном, так и в физическом аспекте молодые войны, подбадриваемые остальными членами племени, смотрят на солнце и исполняют ритуальные танцы, пока не выпадут стрелы, воткнутые им под мышцы груди и спины.
Культурные обычаи подразумевают действия, которые могут быть кратковременными и которые часто не имеют такого основополагающего значения. Примером может служить прокалывание мочек ушей для ношения украшений. Мужское обрезание является обычаем, если осуществляется не иудеями, и ритуалом, когда совершается иудеями.
Из-за их постоянства и «глубокого» смысла, приписываемого им общинами, самоповреждающие ритуалы повествуют об основных составляющих общественной жизни. Изучение ритуалов, приведенных в нашей книге, показывает, что они служат фундаментальной цели, а именно, исправлению или же предотвращению обстоятельства, нарушающего равновесие и угрожающего обществу. Примерами таких обстоятельств являются болезни; гнев богов, духов и предков; неспособность юношей и девушек в процессе взросления принять на себя взрослую ответственность; любые конфликты, как то: между мужчинами и женщинами, между поколениями, классовые, между племенами; ослабление четких различий между социальными ролями; потеря отличительных особенностей и самоидентификации групп населения; аморальное и порочное поведение; экологические катастрофы.
Самоповреждающие ритуалы (а также некоторые обычаи) призваны предотвратить такие явления и исправить или же «вылечить» их, если появятся. Действие ритуалов основано на поддержке исцеления, духовных ценностей и общественного порядка. 
Исцеление
 Все живые существа участвуют в борьбе за существование и предотвращение боли. Животным в этой борьбе помогают лишь инстинкты, но люди способны выйти за пределы инстинктов и изобретать способы справляться с ранами, болезнями и болью. В наши дни мы доверяем научным методикам, но до начала эры науки существовали иные способы справляться с угрозой выживанию. Способы, которые интересуют нас, - это самоповреждающие ритуалы и обычаи. Истоки веры в действенность самоповреждения для предотвращения и лечения заболеваний неясны, но некоторые верования ведут свои истоки с ранней поры человеческого существования. В предыдущих главах было приведено множество примеров самоповреждающего поведения, направленного на излечение. Например, Хамадша, мусульманские целители в Марокко, рассекают себе головы ради больных, которые обмакивают куски сахара в кровь и съедают; считается, что в крови целителей обитают лечебные силы. На «острове менструирующих мужчин» в Папуа Новой Гвинее верят, что женщины обязаны здоровьем своим ежемесячным менструальным кровотечениям. Чтобы поддерживать собственное здоровье, силу и привлекательность, мужчины имитируют естественный женский цикл самоочищения, вызывая периодические носовые кровотечения. В некоторых Южно-Африканских племенах, чтобы предотвратить болезнь, удаляли одно яичко, а чтобы вылечить болезнь, срезали кончики пальцев. Чтобы облегчить головные боли, злым духам давали выйти из головы больного, проводя трепанацию или делая насечки на черепе. Шаманы исцеляют людей, общаясь с миром духов, но чтобы стать целителями их самих надо вылечить от болезни инициации. Процесс излечения в состоянии транса и помрачения сознания ужасающ и включает в себя расчленение, соскабливание плоти, замену внутренностей и обновление крови.  
Религия
 Пожалуй, верно утверждение, что большинство людей во всех когда-либо существовавших общественных строях верили в высших духов, а именно: богов, демонов и души умерших. Из-за своих безграничных возможностей духи вовлечены во все аспекты жизни: от неурожая до человеческого благосостояния. Установление и поддержание правильных отношений с духами, дабы избежать бедствий и способствовать процветанию и в этом мире, и в загробном, издавна было важной мотивацией. Самоповреждающее ритуальное жертвоприношение и искупление грехов особенно угождает духам и, по мнению некоторых мистиков, также способно помочь людям достичь особых состояний исступления и просветления. Жрецы, служившие богине Кибеле, самооскоплялись, чтобы показать скорбь и самоотождествление с Аттисом, который оскопил себя, умер, а потом воскрес. В секте скопцов в православном христианстве практиковалось самооскопление, чтобы избежать греховного полового сношения и вернуть непорочное состояние Адама и Евы перед грехопадением. Раб Божий в Ветхом Завете и Иисус в Новом Завете даруют спасение роду человеческому. Один на один с Богом, христианские отшельники пустыни истязали свои тела во искупление грехов, и на протяжении веков христианская церковь канонизировала святых, усердно умерщвлявших плоть. Некоторые индуисты прокалывают части тела, чтобы стать более угодными богу Муругану. Каменные лингамы Шивы, символизирующие самооскопленный фаллос, - одни из самых священных объектов поклонения в индуизме. Чтобы достичь просветления, индийские садху (святые люди) умерщвляют плоть: втыкают иголки по всему телу, растягивают пенисы, подвешивая тяжелые предметы, висят на крюках для мяса. Ольмеки, Ацтеки и Майа смазывали идолов кровью из пенисов, в знак преданности и покаяния.
Общественный порядок.
Хаос является основной угрозой стабильности во вселенной. Без общественного порядка мужчины и женщины не будут знать, как себя правильно вести, и множество мужчин в различных культурах считают, что неконтролируемая женская сексуальность вырвется на волю и перевернет все вверх дном. В отсутствии порядка взрослеющие юноши и девушки не примут на себя ответственность, связанную со зрелостью. Люди будут не в состоянии отличить членов своего племени от врагов, вождей от рядовых членов, замужних женщин от незамужних. Изменение или разрушение тканей тела помогает установить контроль за происходящим и сохранить общественный порядок. В Судане и других африканских странах женскую сексуальность ограничивают хирургической операцией на гениталиях; в Китае этого достигали, ломая у женщин кости ступней. Рисунки из шрамов не только усиливают красоту, но и повышают социальный статус; у женщин нигерийской народности Тив таким образом обозначали родословную. В некоторых племенах обрубали определенные пальцы, как знак принадлежности к клану или подобию фамилии; вдова обрубала палец, выходя замуж повторно. Плоскоголовые индейцы формировали череп новорожденных детей, чтобы добиться четко определенной формы. Обрезание новорожденных мальчиков на протяжении веков являлось отличительным знаком принадлежности к иудаизму. Юноши племени Абиджи рассекают себе живот на следующий день после того, как члены племени собирались для разрешения разногласий; заживление ран символизирует исцеление всей общины. Процесс калечения настолько важен, что в первобытном индо-европейском космологическом мифе рассказывается о жертвоприношении и калечении первородного существа, из расчлененного тела которого была создана вселенная и сделан мир, а также флора, фауна и люди - таким образом, был задан правильный мировой порядок.
Важность самоповреждений явно показана и очень часто видна в обрядах инициации подростков. Многие антропологи в принципе понимают, что цель этих обрядов в том, чтобы подростки приобрели новые социальные роли и статус, необходимые для правильного сохранения общественной жизни. Увечья, на которые подростки добровольно соглашаются, болезненны и часто жестоки: зубы могут выбить, носовую перегородку проколоть, пенис разрезать вдоль уретры, на большие участки кожи нанести шрамы. Эти повреждения являются неотъемлемой частью обрядов инициации и, судя по всему, служат нескольким важным целям. Они усиливают драматизм и значимость ритуала, концентрируют внимание на подростках и дают тем возможность продемонстрировать свою внутреннюю силу. Они так же служат предупреждением, что социальная группа могущественна и не потерпит бунта против власти. Дети превращаются во взрослых, когда преодолевают страх и позволяют подвергать себя боли и увечьям. Сильная эмоциональная составляющая ритуалов призвана усилить связь между участниками-подростками и взрослыми, которые наносят увечья. И действительно, болезненный процесс калеченья вызывает сильнейшие эмоциональные переживания, которые могут помочь развитию сознательности, избавляя о невинности детства и порождая самосознание более высокой степени, а также большую сознательность зрелости. Чтобы добиться принятия в упорядоченный взрослый мир, подростки должны согласиться отдать часть своей независимости, что и символизируется калечением. Добровольно вынося боль и принимая увечья, подростки таким образом сообщают, что оставляют детские привычки. Это цена, которую необходимо заплатить, чтобы принимать участие во взрослой жизни общины.
Патологическое самоповреждение
Первые шаги на пути решения проблемы – это дать ей название и классифицировать. Клиническим врачам безусловно было известно о самоповреждениях, что видно из множества ранних историй болезни, но попыток пойти дальше общего термина самоповреждение не предпринималось до 1938 года. Научно-популярная книга «Человек против самого себя» Карла Меннингера (Karl Menninger, “Man Against Himself” ) содержала главу, в которой самоповреждения разделялись на четыре категории: невротические, психотические, органические и религиозные. Как обычно, Меннингер опередил свое время. Никто не был тогда готов иметь дело с самоповреждениями или даже думать о них. Как в общественном, так и в профессиональном сознании самоповреждение считалось, как правило, разновидностью суицидального поведения.
Меннингер в 1938 году писал о самоповреждении, как о попытке самоисцеления, в которой суицидальный импульс направлен на часть тела, а не на все тело: «Локальное саморазрушение является частичным суицидом с целью предотвратить полный суицид» (стр. 271). Он понял нечто очень важное, но немногие коллеги обратили на то внимание. В своей книге 1959 года «Мир психиатра» (“A Psychiatrist’s World”) Меннингер писал, что «когда-нибудь» психиатры начнут говорить о хронических очаговых приступах самоповреждения, которые отличны от острого общего самоубийства.
Далее в этой главе мы рассмотрим, чем отличается суицидальность от самоповреждений. На данный момент достаточно упомянуть, что в психиатрической литературе 1970-х годов четко признавалось, что не все акты сознательного нанесения ран суицидальны по своей природе. Признание этого факта в итоге привело Паттисона и Кахана (Pattison and Kahan,1983; Kahan and Pattison 1984) к разработке дифференцированной классификации самоповрждающего поведения, которая использует три параметра. Параметр прямое/ непрямое, основанный на работе Фабероу (Farberow, 1980), касается времени и осведомленности. Прямое самоповреждающее поведение имеет место в короткий промежуток времени; присутствует понимание последствий такого поведения, а также сознательное намерение причинить себе вред. Непрямое самоповреждающее поведение имеет место на протяжении более длинного периода времени; понимания или осознания опасных последствий нет, сознательного намерения причинить себе вред так же не присутствует. Параметр летальности, особенно в виде, описанном у Литмана (Litman, 1980), касается степени вероятности того, что поведение обернется смертью. Поведение низкой летальности имеет низкую вероятность смерти, поведение высокой летальности - высокую. Параметр повторяемости, основанный на дискуссии у Фармера (Farmer, 1980), касается единичности или же множественности эпизодов. Используя данные параметры, можно составить классификацию. Единичный эпизод с высокой летальностью и прямым самоповреждением, такой как выстрел в голову, классифицируется как суицид; примером похожего непрямого действия будет прекращение жизненно необходимого лечения, например, диализа при почечной недостаточности. Поведение низкой летальности, множественное, прямое, такое как повторяющееся резанье кожи, классифицируется как синдром намеренного самоповреждения (deliberate self-harm syndrome, дальше мы расскажем о нем подробнее), тогда как примерами похожего непрямого поведения являются хронический алкоголизм и интенсивное курение. 
Классификация, которая широко принята и является полезной в клинической практике, была опубликована Фавазза и Розенталем (Favazza and Rosenthal, 1990), развита ими в 1993 году и далее модифицирована Фавазза и Симеон в 1995 (Favazza and Simeon). В данной классификации патологические самоповреждения делятся на три категории, основанные на степени разрушения тканей и интенсивности и рисунке поведения. Этими категориями являются значительные (major), стереотипические (stereotypic) и поверхностные/умеренные (superficial/moderate) самоповреждения. Последняя категория делится на три подтипа: комульсивный (compulsive), эпизодический (episodic) и повторяющийся (repetitive).
Значительными самоповреждениями называются редкие действия, такие как энуклеация (удаление) глаза, кастрация, ампутация конечности, которые заканчиваются существенными разрушениями тканей тела. Стереотипическими самоповреждениями называются повторяющиеся действия, например, когда человек бьется головой об стену или вдавливает глаз. У таких действий довольно устоявшийся выраженный рисунок, они лишены символизма и часто ритмичны. Умеренными/поверхностными самоповреждениями называются эпизодические или повторяющиеся действия низкой летальности с небольшим повреждением тканей. Это самый распространенный тип самоповреждений и он включает в себя такие типы поведения, как резанье кожи, выдергивание волос, обкусывание ногтей и расчесывание кожи. В отличие от стереотипического типа здесь отсутствует ритмичность, обычно есть отсылки к символическим действиям и часто требуются дополнительные приспособления, например, спички или бритва, используемые в сложной последовательности действий. 
Это разделение патологического самоповреждения на три категории упрощенное, как и все феноменологические классификации. Оно не принимает во внимание этиологию и может меняться при увеличении информации и знаний, особенно о биологических маркерах и механизмах. Основное его достоинство в том, что оно всеобъемлющее и полезное в клинической практике. Каждый тип самоповреждений, например, обычно преобладает при определенных психических расстройствах в качестве либо основного диагностического признака, либо как сопутствующий признак. Уинчел и Стэнли (Winchel and Stanley, 1991) предложили другую классификацию. Они разделили самоповреждения на категории по клиническим ситуациям, в которых они, в основном, встречаются. Эти ситуации включают в себя умственную отсталость, психоз, содержание в тюрьме и расстройства личности, главным образом, пограничное расстройство личности. Хотя данный подход охватывает большинство типов самоповреждающего поведения, он не рассматривает многие психические и нейропсихиатрические расстройства, где данный тип поведения может встречаться.


Категория: Книги | Добавил: self-injury (24.12.2008)
Просмотров: 6293 | Рейтинг: 3.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: